Бог говорит мне, как надо играть эту музыку,
а вы должны играть ее так, как хочет он.
Артуро Тосканини
15 ноября 2015 года в Чувашском государственном институте культуры и искусств состоялся вот уже IV Всероссийский конкурс молодых дирижеров-хормейстеров имени С.А. Казачкова. В этом году конкурс был посвящен 100-летию со Дня рождения советского и российского композитора, пианиста Г.В. Свиридова. Участие в конкурсе приняли студенты средних специальных и высших учебных заведений. Конкурс проводился в 2 тура по двум образовательным уровням (категориям): категория А (студенты вузов) и категория Б (учащиеся ссузов).
На первом туре конкурсанты дирижировали (под фортепиано) два произведения: одно — для хора без сопровождения, другое — для хора с сопровождением (фрагменты из опер, кантатно-ораториальных сочинений или отдельные произведения). Одно из произведений программы конкурсант выбрал из обязательного списка, другое – сочинение русской хоровой классики (созданное до 1920 года) или обработка русской народной песни.
На втором туре конкурсанты в течение 8-10 минут разучивали с учебным хором ЧГИКИ фрагмент хорового произведения (в объеме периода) по собственному выбору (обработка народной песни или духовное сочинение). Участники категории Б показали хормейстерскую работу над партитурой для женского хора, студенты вузов (категория А) – для смешанного хора.
Обязательные произведения Г. Свиридова для 1 тура были:
Категория А. Зимнее утро. Из концерта Пушкинский венок.
Повстречался сын с отцом. Стихи А. Прокофьева.
Как песня родилась Стихи С. Орлова.
Ночные облака Стихи А. Блока.
Солнце и поэт из «Патетической оратории».
Молотьба из Поэмы «Памяти С. Есенина»
Крестьянские ребята из Поэмы «Памяти С. Есенина»
Для категории Б:
Хоровод. На стихи А. Блока.
Где наша роза? Стихи А. Пушкина.
Маленькая песня о любви Стихи А. Прокофьева.
Балаганчик. Стихи А. Блока.
Купил Ванька из кантаты Курские песни.
Поет зима из Поэмы «Памяти С. Есенина».
По итогам конкурса места были распределены следующим образом:
В категории А (студенты вузов):
I место – Флегонтова Зоя Алексеевна, преподаватель Медведева Ирина Александровна, концертмейстер Константинова Ольга Валерьяновна (БОУ ВПО «ЧГИКИ» Минкультуры Чувашии);
II место – Кочурова Людмила Владимировна, преподаватель Савадерова Анна Витальевна, концертмейстер Константинова Ольга Валерьяновна (БОУ ВПО «ЧГИКИ» Минкультуры Чувашии);
II место – Плещева Анна Константиновна, преподаватель Герасимов Николай Николаевич, концертмейстер Константинова Ольга Валерьяновна (Самарский государственный институт культуры и искусств);
II место – Смоленцева Екатерина Сергеевна, преподаватель Бакшаева Елена Владимировна, концертмейстер Бекнёва Наталья Алексеевна (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева»);
III место – Егоров Александр Сергеевич, преподаватель Владимирова Светлана Викторовна, концертмейстер Константинова Ольга Валерьяновна (БОУ ВПО «ЧГИКИ» Минкультуры Чувашии);
III место – Денисова Анастасия Михайловна, педагог Савадерова Анна Витальевна, концертмейстер Константинова Ольга Валерьяновна (БОУ ВПО «ЧГИКИ» Минкультуры Чувашии).
В категории Б (студенты ссузов):
II место – Стеклова Ольга Алексеевна, преподаватель Ольховская Валентина Ильинична, концертмейстер Киселёва Наталья Викторовна (Московский областной музыкальный колледж им. С.С. Прокофьева).
Членами жюри были:
Мочалов Владимир Дмитриевич — заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, заслуженный работник культуры Чувашской Республики.
Савадерова Анна Витальевна — профессор, заведующая кафедрой хорового дирижирования и народного пения Чувашского государственного института культуры и искусств.
Медведева Ирина Александровна — заслуженный работник образования Чувашской Республики, профессор, доктор педагогических наук Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.
Бакшаева Елена Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры хорового дирижирования ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева».
Жюри отметили необходимость проведения данного конкурса и в следующем году, так как он способствует сохранению и развитию традиций отечественного хорового искусства, а также помогает реализовать творческий потенциал начинающих дирижеров-хормейстеров.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.