Творчество дарит человеку крылья вдохновения. Но в основе этого таинства — рутинная повседневная работа, оттачивающая навыки и совершенствующая личность. Было о чем поразмыслить после встречи с заслуженной артисткой России, народной артисткой Чувашии Ларисой Родик, которая прошла в Чувашском государственном институте культуры и искусств в рамках фестиваля «Театральное Приволжье».
Студенты встретили артистку Русского драматического театра и профессора кафедры актерского мастерства и режиссуры овацией. Лариса Родик вышла к микрофону с книгой в руках, которую до сих пор используют в работе педагоги театральных вузов, режиссеры, психологи. «Гимнастику чувств» написал Сергей Гиппиус, воспитавший не одно поколение актеров. Довелось у него учиться и Ларисе Владимировне. «Свой психофизический аппарат надо регулярно тренировать, как прокачивают мышцы в спортзале, — отметила актриса. — И сегодня я хочу с вами поговорить о тренингах и их методологии».
Смотреть и видеть — вроде бы синонимы, но… Можно смотреть на одно и то же, а видеть это по-разному. Многие из нас, будучи малышами, любили разглядывать перед сном обои. Из линий и завитушек рождались причудливые образы. Своего внутреннего ребенка холит и лелеет каждый актер. Замечать мельчайшие детали, оттачивать восприятие, каждый день изучать привычное новым взглядом — не так-то это просто. Есть в нашем детстве и еще одно важное свойство: верить в то, что ты делаешь. Фантазия способна создавать целые миры.
«В профессии вы сначала будете жить тем, что вам дали, тем, что накоплено. А потом, если не наполняться, нечего будет отдавать», — обратилась к студентам Лариса Родик. Актер постоянно в тренинге. Он не просто открыт, а прозрачен. Через него проходят все впечатления, чувства, мысли, которые он уловил. На экономии ничего не получится. Ведущая мастер-класса напомнила цитату Станиславского: «Вдохновение не посещает ленивых».
«Кто-нибудь оставался здесь ночью?» — вдруг спросила лектор у зала. «Здесь, в институте?» — растерялась молодежь. «Совершенно другая энергетика, — заверила актриса. — Сергей Гиппиус заставлял нас, студентов, приходить в аудиторию намного раньше. Наполнять ее собой. Прикасаться к каждому предмету — собирать энергию и чувствовать себя частью этого пространства. Вот чем занимались мы на уроках».
Пожалуй, каждый, кто бывал в театре, скажет, что сцена и зал — словно сообщающиеся сосуды. Это обмен энергией, что ощущается даже физически. Добровольцы из зала согласились участвовать в эксперименте. Трое сели на пол лицом к публике, а четвертая девушка отошла подальше. «Теперь мысленно окликните кого-нибудь из сидящих», — попросила ее ведущая. В зале плотной завесой повисла тишина. Еще несколько секунд, и парень, сидящий справа, оборачивается. В точку! «Как ты почувствовал?» — спросили его. «Спиной», — удивленно ответил он.
Чтобы понять наглядно, что такое концентрация внимания, по рядам пустили видавший виды подсвечник. Некоторые не нашли в нем ничего особенного. «Потому что у вас большой круг внимания, — пояснила Лариса Владимировна. — Когда идет концентрация, то внимание становится, как луч: замечаешь мелочи — вот болтик, вот проволока осталась после починки». Сами по себе предметы нейтральны. Эмоциями, смыслами, энергетикой их наделяет человек, в зависимости от того, что испытывает. И отношение может быть совершенно разным. Здесь уже повеяло волшебством: вещь одна, но если «пропустить» ее через человеческое восприятие, то сколько ее образов возникает!
На коллективные тренинги было немало желающих. Второкурсники, будущие режиссеры, встали в полукруг и кидали друг другу мяч, выговаривая сложные, весьма неудобные для произношения сочетания согласных звуков. Задания все усложнялись: теперь надо одновременно следить не только за артикуляцией и разными движениями, но и за общим ритмом. Чуть кто замешкался — сбой. Ритм идет, как поток, и остановиться никак нельзя. У актера такие навыки должны быть на автомате, потому что на сцене уже другие задачи. Повторить за студентами я, разумеется, не смогла. Но запомнила две скороговорки: «Пакет из-под попкорна» и «Персты пестрят перстнями». Так, для общего развития (ну и говорить четче и красивее тоже хочется).
Творческая беседа длилась около часа. А потом студенты засыпали Ларису Родик вопросами. Можно ли брать для роли что-то, подмеченное в других людях? Конечно. «А иначе как бы я сыграла на сцене столько героинь Тургенева, Чехова, Достоевского? Артист все время ищет — глазами, памятью, — ответила собеседница. — Я смотрю, наблюдаю».
Перед выходом на сцену артисты волнуются каждый раз. Справиться помогают дыхательные техники. «Сейчас покажу, — снова встает актриса у микрофона. — Длинный глубокий вздох — и резкий выдох. Или зажать себя от пяток до корней волос. Долго находиться в таком состоянии не получится. Наступает расслабление».
Что касается любимых ролей, то на протяжении творческой биографии они были разными. «Но мне всегда нравились сложные образы, с конфликтом внутри. Интересен сам процесс изменения человеческой личности, — сказала Лариса Владимировна. — Кстати, роли тоже воспитывают актера. Скажем, героини Островского сделали меня более яркой и характерной».
Лариса Родик считает себя счастливым человеком: столько судеб прожила, столько характеров! На сцене все как в увеличительное стекло. Нельзя врать. А от эмоционального выгорания спасает природа — нет ничего сильнее и совершеннее. Походить между сосен, посмотреть на закат, посидеть у реки или у огня… Работа — тоже заряд. Она может опустошить, а может вдохновить. Надо любить свое дело. Человек, который делает что-то с любовью, всегда делает хорошо.
Текст и фото: Елена КАЗАРИНА
Источник: оф.сайт городской газеты «Чебоксарские новости»