В библиотеку Чувашского государственного института культуры и искусств поступил первый номер журнала «Вестник русского балета им. В.Я. Вагановой»

«ГАМЛЕТ» П. И. ЧАЙКОВСКОГО: СИМФОНИЧЕСКОЕ И СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРЕТВОРЕНИЕ ТРАГЕДИИ У. ШЕКСПИРА
ГУСЕЙНОВА З. М.

Статья посвящена истории претворения П. И. Чайковским сюжета трагедии У. Шекспира. Помимо хорошо известной симфонической увертюры-фантазии «Гамлет» 1888 года (f-moll, ор. 67) в творчестве композитора представлена и музыка к трагедии (ор. 67-bis), созданная по просьбе французского актера Л. Гитри в 1891 году. Впервые идея воплощения сюжета в музыке обозначена в наследии П. И. Чайковского в 1876 году, его предложил брату М. И. Чайковский, но еще раньше в 1872 году композитор в своей музыкально-критической статье, посвященной одноименной опере А. Тома, рассуждает о проблемах, связанных с созданием произведений на данный сюжет. В материалах П. И. Чайковского сохранились также сделанный композитором набросок монолога Гамлета с текстом на английском языке, возможно, для оперы (1885), и наброски и эскизы в записной книжке № 4, предположительно предназначавшиеся для программной симфонии «Гамлет» и частично вошедшие в Пятую симфонию (1887). Итогом многолетних поисков композитора стали программная увертюра-фантазия и музыка к трагедии, в которую автором были включены фрагменты из ранее написанных сочинений, в том числе — из музыки к «Снегурочке» и Элегии для струнного оркестра («Привет благодарности»). В статье делается вывод о значимости сюжета для композитора и его связях с другими опусами автора.